?

Log in

No account? Create an account
краевед-16

Краеведение Татарстана

Previous Entry Share Next Entry
Фотография как источник
rustm-tash
rustem_akhunov wrote in kraeved_16
Определённым источником для краеведческих изысканий может служить старая фотография, как любительская, так и профессиональная. Профессиональные фотографии в свою очередь можно разделить на три составляющие: во-первых, собственно фотографии людей в фотосалонах именовавшихся и тогда как фотография, во-вторых, видовые, типажные и персонифицированные почтовые открытки, в третьих фотографии для публикации в печатных изданиях. Если последние два варианта, как правило, имели идентификацию, то первый случай имел таковую не всегда. Очень часто люди не заботились подписать фотографию, ведь люди там запечатленные были им знакомы. Однако, порой следующее поколение владельцев той или иной фотографии уже могли затрудняться с определением запечатленной на нём личности.



По данным казанского Адресъ-календаря на 1915 год профессиональной фотографией в Казани занимались и содержали фотосалоны:
Александр Харитонович Зимсон – Воскресенская ул., дом Матвеевского
А.А.Несмелов – в саду «Чёрное озеро»
И.М.Якобсон - Воскресенская ул., дом Алкина
Соломон Семионович Фельзер - Воскресенская ул., дом Черноярова
Дворянин Николай Петрович Засыпкин - Рыбнорядская ул, дом Андреяновой
Вдова, поч.гражд. Ксения Александровна Шумилова - Лядская ул., дом Яковлева
Прасковья Афанасьевна Карасева - Адм.слобода, Кузнецкая ул., дом Груздева
Николай Александрович Егоров - Георгиевская ул., дом Полторауского
Николай Германович Пилецкий - 2-я Проломная ул., дом Паршиной и Адм.слобода, Московская ул., дом Егорова
Андрей Федорович Федоров - Адм.слобода, Московская ул., дом Н-в Соболева
Варвара Федоровна Зайцева - Б. Проломная ул., дом Краснова
Александра Петровна Викторова - Б. Проломная ул., дом Губайдуллина
Браша Львовна Циммерлинг - Б. Проломная ул., дом Меркулова

Однако, адрес-календарь перечисляет далеко не все фотосалоны (фотографии). Например, на Воскресенской улице (домъ Эккерманъ) располагалась Фотографiя Rembrandt, а в Адмиралтейской слободе существовала и фотография Л.Ф.Федорова, занимавшая место в доме Соболева напротив Речного училища…
Самые известные из казанских издателей почтовых открыток были Бреев, А.М.Ключников, Карелин, Дмитриев, Опарин и таинственный издатель под инициалами J.M.J.K. Издание открыток с видами городов, в т.ч. Казани и всего волжского региона продолжились и после краха Российской Империи. Облик Казани был запечатлён и на полулюбительских по качеству почтовых открытках молодой Советской России. Причём, бывало видовые открытки печатались с негативов дореволюционного времени, но на простой фотобумаге. Затем дело выпуска почтовых карточек, в т.ч. и видовых, продолжил СССР. Были тонированные (сепия) открытки отпечатанные МЕЦЦО-ТИНТО (метод массовой печати ставший популярным ещё накануне Первой Мировой войны), чёрно-белые виды Казани того периода на глянцевой фотобумаге, печатались под маркой СОЮЗ-ФОТО Казань. В переходную Хрущёвскую эпоху художественные и видовые почтовые карточки выходили под знаком ИЗОГИЗ, с приходом в эту издательскую сферу цветной полиграфии, они стали печататься централизованно под эгидой Министерства связи СССР.


  • 1
Скажите пожалуйста, это Ваша статья? http://rustik68.narod.ru/kazan/photografia-v-kazani.html

А вот еще всплыл в жж альбом работы Н.Г.Пилецкого:
http://humus.livejournal.com/2740429.html

  • 1