?

Log in

No account? Create an account
краевед-16

Краеведение Татарстана

Previous Entry Share Next Entry
РТ: Православные памятники (середина XVI-начало XX веков).
wiizh wrote in kraeved_16
Речь пойдет о книжке с упомянутым в заголовке названием. Довольно известная в определенных кругах книга, к тому скорее единственный на сегодня официальный сборник информации по историческим православным храмам РТ. Собственно, практически все и пользуются данной информацией и историки и краеведы, епархии и метрополия, и все кто интересуется православной архитектурой и духовной культурой, в том числе и я.

УДК 726:281.9 (470.41) "15/19"
Республика Татарстан: Православные памятники (середина XVI-начало XX веков). Казань: Издательство «Фест», 1998.-304 с.
Авторский коллектив: к.и.н. Е.В.Липаков (руководитель), Е.В.Афонина, Е.Б.Долгов, Г.И.Середа, И.В.Якимов.
Книга представляет собой описание православных памятников (монастырей, церквей, духовных учебных заведений) середины XVI - начала XX веков, находящихся на территории Республики Татарстан. Она предназначена историкам, архитекторам, преподавателям и всем, кто интересуется православной духовной культурой.
Рекомендовано к изданию Ученым Советом Института истории Академии наук Республики Татарстан.
ISBN 5- 900866-06-8
© Главное управление государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при Министерстве культуры Республики Татарстан, 1998
© Отдел Свода памятников истории и культуры Института истории Академии наук Республики Татарстан, составление, 1998
© «Издательство «Фест», оформление, 1998




В библиографии книги Липакова, в качестве одного из источников, указана предыдущая книга серии «РТ: Памятники истории и культуры. Каталог-справочник» (Казань Эйдос, 1993) к тексту которой, как я понял, так же немало вопросов. Книга Липакова имеет больше информации по православным храмам, но оказалось, имеет достаточное количество неточностей, опечаток, не полной либо не корректной информации.



Если не ошибаюсь, летом 2013 вышел из печати подарочный вариант книги с фотографиями Андрея Черенкова



В 2016 издательством Логос печатался еще один подарочный вариант... И во всех новых книгах использована та же информация, без редактирования и поправок. Именно эта информация и расходится далее по другим источникам, в том числе и по вполне официальным. А журналисты, что им, громче крикнешь, дальше слышно...

Евгения Васильевича уже не спросить, царствия небесного. Левым задним ухом слышал, что в «казанских недрах» готовиться подобное очередное издание с новыми картинками.

Короче, коллекционирую лЯпЫ из данного печатного издания, в т.ч. и от МинКульта РТ. Можно сюда, а можно в почту, в профиле контактов достаточно.
Большая просьба, любая информация должна сопровождаться подтверждением с источником.


Например так: Вариант 1

Текст из книги Липакова.
стр 154 с. Налим
157.КАЗАНСКО-БОГОРОДИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ
Однопрестольный храм построен на средства прихожан и деньги, выделенные местным помещиком Петром Озеровым и елабужским купцом Андреем Павловичем Земляновым. Приход существовал с начала XVIII века. Строительство церкви велось в несколько этапов, в 1875 г возводится часть колокольни и стены до простенков, после чего работы прекращены за неимением средств. В конце 1880г. возводятся стены до свода куполов и колокольня. Освящение храма произошло через 22 года после начала строительства - в 1897г. До этого службы велись в старой деревянной церкви, построенной в 1735-1736 гг., которая была разобрана в конце XIX в. и перенесена в приходскую деревню Байсар.

Информация из других источников:
1 УЕВ №6 1890 стр 200. Обозрѣніе церквей Уфимской епархіи Его Преосвнщенствомъ, Преосвященнѣйшимъ Діонисіемъ, Епископомъ Уфимскимъ и Мензелинскимъ, съ 30 Мая по 24 Іюня 1889 года.
Село Налимъ. Церковь здѣсь деревянная, ветхая, во имя Покрова Пресвятый Богородицы. Подлѣ сей церкви заложена orромная каменная церковь
съ таковою же колокольнею, но по раздорамъ строителей и по внушенію недоброжелателей болѣе 15 лѣтъ вновь не строится. Между тѣмъ колокольня была уже выстроена до колокольнихъ простѣнконъ. Я склонялъ прихожанъ отложить всякую неправду и, помолясь Богу, приняться за Божіе дѣло; тѣмъ болѣе, что у нихъ въ церкви на сей предметъ и денегь болѣе 5 тысячъ рублей. На мое предложеніе они охотно согласились, но исполнятъ ли данное мнѣ обѣщаніе, Богъ вѣсть.
2 УЕВ №18 1900 стр 623. Село Налимъ, Мензелинскаго уѣзда, въ 1729 году.
«Указъ Его Императорскаго Величества, по определенію и благословенію Преосвященнейшаго Сулвестра Митрополита Казанскаго і свіажскаго Дань Казанскаго уезду аръскіе изюренскіе дорогъ деревни Сарсазъ, Налимъ, Средней Багряшъ, Верхнихъ Багряшъ, Іваиаевы, Ѳеодоровы, Урсаевы, другіе Ѳеодоровы, Елантовы сотнику Никите Яковлеву, выборному Василью Матвееву, старосте Якову Ѳедорову і всемъ мирскимъ людемъ, сего 1729 году марта 5-го дня в поданномъ вашемъ прошеніи написано, имеютъ-де они жительство изстари в вышеозначенныхъ деревняхъ, а в приходъ приписаны к пригороду Заинску, растояніемъ отъ той церкви от десяти до двадцати пяти версть старых тысящныхъ, за которою-де далностію, и за неудобнымъ путемъ за лѣсами же и за грязми родилницы бывають чрезъ многие времена без очнщеиія молитвъ, а младенцы без крещенія, болные без исиоведи; а умершіе без погребенія, и за такою далностію и неудобнымъ путемъ лишаются церковнаго приходу и священныя службы, і втомъ есть имъ пред Богомъ небезпогрешенія; того ради нынѣ признавъ они свою совесть, между собою, с общаго согласия, ради вышеписанныхъ необходимыхъ своихъ христіанскихъ нуждь, и душевнаго спасечія, что имъ за такимъ ихъ неисправленіемъ не лишитися Благодати Божий, усердно желаютъ чтобъ в вышеозначепнныхъ ихъ жительствахъ а іменио въ деревне Налимъ построить вновь церковь Божію деревянную теплую во імя Покрова Пресвятыя Богородицы, а двороваго числа будетъ у нихъ со сто дворовъ, токмо за мирскою ихъ скудостію и за башкирскимъ разореніемъ собою церковь Божію со всякою церковною утварию построить не могутъ, а слышно имъ что помилостивейшему Его Императорского Величества Указу велено в новокрещенскихъ жилищахъ вновь строить церковь со всякою церковною утварію строить Его Императорскаго Величества Казною, а что понадобится на то церковное строеніе какого лесу и тесу, по расположенію приготовятъ опи челобитчика, а священнику спричетники дадутъ они пашенной земли в вышеозначенной деревне Налимъ десять четвертей в поле а вдву потому-же да сенныхъ покосовъ на двадцать копенъ, а околнихъ выше означенныхъ деревень дадутъ хлебной руги ржи по четверке и овса потому-же с каждаго двора, и чтобъ о томъ ихъ церковномъ строеніи дать имъ указъ; и сего 1729 году Марта 6-го дня по силѣ Его Императорскаго Величества Указу, а по определенію и благословенію Преосвященнейшаго Митроиолита противъ вышеписаннаго прошенія сотника Никиты Яковлева и старосты Якова Ѳедорова і всехъ выше означенныхъ жительствъ жителей стоварищи в помянутой деревне Налимъ вновь церковь Божію теплую во имя Покрова Пресвятыя Богородицы с церковною утварию Его Императорскаго Величества определеною на то казною построить, а на то церковное строеніе что понадобится лесу и тесу по вашему обязательству, а імеино бревенъ самыхъ чистыхъ и прямыхъ четырехсаженныхъ двести трехсажепныхъ тоже число двести, в отрубе в толщину осми і семи вершковъ, да на потолоки на лавки и на полъ тесу сто тесницъ толщиною въ три вершка, шириною въ полъ аршина і в три четверти, длиною четырехъ сажепъ да на кровлю церкви двести тесницъ в ширину в полъ аршина длиною трехъ саженъ толщиною в два вершка вышеписаннымъ челобитчикамъ сотнику Никите Яковлеву стоварищи выронить тотъ лесъ бревна и тесъ и вывести на своихъ подводахъ на определенное церковное место нынешнимъ зимнимъ путемъ без всякого отлагательства и отговорки, чтобъ втомъ церковному строенію небыло какія остановки, такожъ и на то церковное строеніе что понадобится моху им же изготовить безвсякіе отговорки, того ради сей Его Императорскаго Величества Указъ по определенію Преосвященнейшаго Митрополита вамъ и данъ лета отъ рождества Христова 1729 году Марта въ 6 день.
Казначей Іеромонахъ Алексіи
Писарь Ѳедоръ Сусалииковъ.»
Печать Митрополита (сургучная).
3 УЕВ №19 1900 стр 667 /продолжение/
Теперь остается сказать нѣсколько словъ, по поводу приведеннаго выше указа, о церкви села Налимъ. Въ селѣ Налимъ въ настоящее время двѣ церкви. Первая изъ нихъ – старая деревянная существуетъ съ 1735 года, а вторая новая окончена постройкой лишь въ 1897 году. Подробное описаніе этихъ церквей не входитъ въ нашу задачу, хотя первая церковь по своей древности имѣетъ значеніе для археологіи. Не смотря на свою почти двухвѣковую исторію, церковь эта до сего времени, безъ капитальныхъ ремонтовъ, стоитъ весьма прочно. Кажется, что эта церковъ могла бы пережить еще другіе два вѣка, нисколько не поддаваясь вліянію времени, до того въ ней все прочно, массивно, цѣло. Есть еще въ этомъ храмѣ историческія вещи, какъ, напр., св. Антиминсъ временъ Екатерины II и древнія иконы.
4 УЕВ №19 1900 стр 667 /продолжение/
Въ архивѣ есть указъ изъ Казанской духовной Консисторіи отъ 28 Марта 1739 года, изъ котораго видно, что существующая по нынѣ церковь является второй церковью, построенною вмѣсто первой, сожженной башкирами въ 1735 году во время бунта. Вотъ этотъ указъ.
«Указъ Ея Императорскаго Величества Самодержцы всероссійскія и с казанской духовной консисторіи Пригорода Заинска Церкви богоявленія Господня попу иакову васильеву сего 1839-г /???1739/ года Марта 26 дня по Ея Императорскаго величества указу и по резолюцы преосвященнаго Луки Епископа Каэанскаго и свиажского оподоношению казанскаго уѣзду елабужского заказа новокрещенского села покровского налимъ тожъ прихоженина деревни русаевы выборного новокрещена Герасима Никитина, которымъ онъ проситъ, чтобъ втомъ селѣ Покровскомъ вместо сожженной в прошломъ 735-мъ /???1735/ году ворами башкирцами деревянной церкви вновь построенную ими новокрещены деревянную жъ церковь впрежнѣе именованье Покрова Пресвятыя Богородицы освятить тебѣ попу иакову прежнимъ антиминсомъ велѣно дать указъ, того ради по полученій сего Ея Імператорскаго величества указа в показанное село покровское тебѣ попу ѣхать и по прибытіи взявъ того села у священника благословенную отомъ церковномъ строеніи Граммоту освидѣтельствовать и ежели по достовѣрному твоему освидѣтольствованію, оная святая церковь построена противъ указу и благословенной Грамматы и святыя иконы поставлены по чину освятить тебѣ во опредѣленный день соборнѣ прежнимъ антиминсомъ ежели явится годенъ по большому новоисправному требнику какъ о томъ святыя правила повелѣваютъ во всемъ непременно 1739 году марта въ 28 день. Иеродиаконъ Иосиѳъ.
За секлетаря хххххх Львовъ.
Канцеляристъ Алексѣй аѳанасьевъ.
Пошлины 25 рублей
в книгу вписаны".
5 УЕВ №10 1910 стр 439
Послѣдняя церковь существовала въ селѣ Налимѣ до 1906 года, когда, послѣ сооруженія въ селѣ каменнаго храма, была перенесена въ приходскую деревню Байсаръ-Софьину.
6 Заинская энциклопедия / [гл. ред.-сост. В. С. Малахов]. — Казань : Реноме, 1994. Стр. 161-162.
Налим - одно из старейших поселений Заинского района. По утверждениям местных старожилов первые поселенцы обосновались здесь на башкирских землях, за что платили башкирским старшинам дань в размере одного рубля с каждого двора. Заселение левого берега Камы стало возможным лишь после строительства Закамской оборонительной черты (1652-1656 гг.). До ее сооружения в Закамье безраздельно господствовали кочевники: ногаи, башкиры, а затем калмыки, которые ревниво оберегали свою территорию от заселения земледельческими народами (Халиков А.Х. Происхождение татар Поволжья и Приуралья, стр. 151-152, Казань 1978 г.). Налимские первопроходцы пришли сюда с правобережья Камы. Уже в 1735 году в селе была построена деревянная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы – вероятно это был второй православный храм после Заинска….
… В книге И. Златоверховникова «Уфимская епархия», Уфа, 1899, стр. 116-117 говорится о строительстве каменной церкви: «В селе Налим церквей две – деревянная построенная в 1735 г., и каменная освященная 25 мая 1897 г. обе в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Каменная церковь построена в 1893-1897 гг. тщением прихожан и помещика П. Озерова… Приход состоит из села и 8 деревень»…
… из протокола №14 заседания президиума Заинского райсовета от 17 мая 1935 года: «Слушали: О закрытии Налимской церкви. Постановили: Принимая во внимание отказ общества села Налим от уплаты денежной задолженности в сумме 1233 руб. 30 коп., церковь закрыть и разрешить РайФО продажу имущества в счет погашения денежных задолженностей церкви. Предложить сельсовету использовать церковь под культурное учреждение…» Из постановления президиума райсполкома от 05.08.1935 г.: «Постановили: По ходатайству Петровского спиртзавода создать Налимский глубинный пункт, для сего использовать Налимскую церковь». Имеется в виду хранилище для зерна.
7 Из Татарской энциклопедии (4-й том): http://www.ite.antat.ru/articles/punkt_n/n_013.shtml
«НАЛИМ (Мәлем) деревня в Заинском р-не, на р. Налимка, в 34 км к Ю.-В. от ж.-д. ст.Заинск. На 2002 - 119 жит. (татары). Полеводство, мол. скот-во. Нач. школа. Изв. с 1678. В дорев. источниках упоминается также как Покровское. До 1860-х гг. жители относились к категории гос. крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, пчел-вом, изготовляли сани, дер. посуду, гнули колёса. В нач. 20 в. Здесь функционировали 2 Покровские церкви (построены в 1735 и в 1893–97), земская школа, вод. мельница, сушилка; базар по вторникам, ярмарка 1–4 октября…
8 «Собрание сочинений (Уфимский и оренбугский период) Том 4 1873 год Игнатьев Р.Г.» составитель М.И. Роднов Уфа 2011 Стр 93.
70) Покрова Богородицы, в с. Налиме, деревянная построена в 1739 году….
9 Приказ Минкульт РТ от 07.08.2012 №650 «Об утверждении предмета охраны объектов Заинского района. http://kartarf.ru/dostoprimechatelnosti/220480-cerkov-pokrovskaya
«Церковь Покровская, 1893-1897, Заинский район. д.налим, приложение №18 /описание/;

Итого, из вышеперечисленного имеем
- Все имевшиеся церкви села Налим именовались и освящались во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
- Первая церковь – деревянная – была устроена по Указу от 6 марта 1729 года, за счет казны, вероятно в тот год.
- Другая церковь - деревянная – была освящена в прежнее именование по Указу от 29 марта 1739 года. Из которого следует, что храм был построен вновь, вероятно в 1736 году, вместо сожжённого в «прошлом - 1735 году».
- Церковь каменная – из вышеперечисленных источников не ясна дата начала строительства, но храм был освящён 25 мая 1897 г. во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Вероятно, храм начал строится до 1874 г. Затем вследствие всевозможных причин – «по раздорам строителей и по внушению недоброжелателей», «за неимением средств» строительство останавливалось. Но это тема отдельного разговора. В 1875 г. - возведена часть колокольни и стены до простенков. 1880 г. - возводятся стены до свода куполов и колокольня. В 1889 г. - огромная каменная церковь с колокольней, колокольня была уже выстроена до колокольных простенков. В итоге храм был достроен в период с 1893 по 1897 гг. тщанием прихожан и помещика П. Озерова.
- Каменная церковь с Налим закрыта «за долги» на основании протокола заседания президиума Заинского райсовета от 17 мая 1935 года, а затем передана Петровскому заводу под зерносклад.
- Несколько слов о деревянной Налимской церкви: 1900 год - Не смотря на свою почти двухвѣковую исторію, церковь эта до сего времени, безъ капитальныхъ ремонтовъ, стоитъ весьма прочно. Кажется, что эта церковъ могла бы пережить еще другіе два вѣка, нисколько не поддаваясь вліянію времени, до того въ ней все прочно, массивно, цѣло. Есть еще въ этомъ храмѣ историческія вещи, какъ, напр., св. Антиминсъ временъ Екатерины II и древнія иконы.
- После постройки в селе нового каменного храма, она в 1906 передана в дер. Байсар-Софьину. На новом месте получила посвящение иконы Казанской Богоматери, самостоятельный приход открыт в 1909.
- В 1930-х годах Басарская церковь была закрыта при активном содействии местного священника — С. П. Котлова. Колокольню и другие надстройки снесли, а помещение приспособили под сельский клуб. В 1980 году село Басар перестало существовать.
Особенная благодарность за помощь в поиске Анне Сергеевне


Либо так Вариант 2

Книга Липакова, Библиография стр 283.
Уфимские епархиальные ведомости. - Уфа 1871-1917.

Опечатка
Уфимские Епархиальные Ведомости, Издавались в Уфе при духовной семинарии и являлись официальным изданием Уфимской епархии. Дата основания конец 1878 г., начало 1879 г.? Выпускались и распространялись в 1879-1917 гг.
- eparhia-ufa.ru/project/pechatnoe-smi-ufimskie-eparhialnye-vedomosti
- pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/library/material/745/



Кстати, имеется ли в природе скан книги, если есть поделитесь, пОжАлУйстА.
https://search.rsl.ru/ru/record/01003688012
Златоверховников Иван Егорович.
Уфимская Епархия. Географический, этнографический, административно-исторический и статистический очерк / составитель - преподаватель Уфимского духовного училища Иван Златоверховников. — Уфа: Уфимское епархиальное братство воскресения Христова, 1899. — 344 с.

  • 1
Следует принимать во внимание, что до начала 2000-х гг. публикации краеведческого характера избавленные от тяготения советской политической цензуры были незрелыми не только в нашем крае, но и по большей части всей РФ.
Архивы тогда только открывались для исследователей, и у них не было ещё достаточного опыта работы с документами. Проработка печатных источников была не на должном уровне, опять-таки по причине прежней сложности доступа к ним в специализированных научных библиотеках. Хотя имею советский опыт преодоления таких препятствий строго частным способом.
Публикации 1993-1999 гг - первые краеведческие ласточки такого характера. Особняком можно поставить лишь советские публикации Аристова, Гарзавиной. Многие хорошие исследователи не имели возможности выпуска книг и печатались в периодике (Л.М.Жаржевский, С.П.Саначин и т.д.). К автором первых постсоветских публикаций не должно быть претензий, а лишь благодарность за начинание этого дела. И напротив, к нынешним неосмысленным перепечаткам тех первых краеведческих ласточек без критического подхода, Ваши претензии совершенно справедливы.

)))
"к нынешним неосмысленным перепечаткам тех первых краеведческих ласточек без критического подхода" - это и имелось в виду, можно еще добавить что "критическое осмысление" желательно проводить более активно и даже не в плане того что "вырастет поколение" имеющее необъективную инфо, а в плане того что "копаться" негде будет... особенно пострадают, смежные районы, эт когда архив в другой области/республики.

Да, ваша мысль была понятна, дополнил лишь её

Ну, архивы все страдают. Доступ к делам пока все более ограничивают. Сталкивался с подобным в ряде региональных гос.архивах. Что касается информации по смежным районам, то на самом деле основные дела по Казанск.губ. остались в основном в НА РТ. Это что касается гражданских ведомств и части духовных. А вот что по линии мин.обороны, еще в советские годы вычистили основательно. Все дела непосредственно по КВУ, только в делах опосредованно касавшихся личного состава КВУ кое-что сохранилось. Но то что ушло в мин.обороны вовсе не полно. С.В.Волков основательно проштудировавший эту часть и составивший по ним списки юнкеров, всех не смог найти, видимо ввиду неполности архивных поротных списков.

Re: Да, ваша мысль была понятна, дополнил лишь её

Благодарю

  • 1